19 мая, Воскресенье

«Он был романтик и пел песни о любви»: Валерий Ободзинский

Звукозаписывающая фирма «Мелодия»​ выпустила пластинку с песнями Валерия Ободзинского​ — популярного в СССР эстрадного артиста. Композитор Давид Тухманов​ говорил о нем: «Он был романтик, любил лирику и пел песни о любви». Портал «Культура.РФ» рассказывает о творчестве Ободзинского, популярных композициях исполнителя и новой пластинке «Мелодии».

От пения на теплоходе — к всесоюзной известности

СОВЕТСКИЙ И РОССИЙСКИЙ ПЕВЕЦ ВАЛЕРИЙ ОБОДЗИНСКИЙ. 1976.
Валерий Ободзинский родился в небогатой одесской семье. В школе он учился плохо: прогуливал занятия и много хулиганил. Но старался подрабатывать: вставлял пружины в матрасы, трудился кочегаром и изготавливал замки.В старших классах Ободзинский познакомился со студентом одесского музыкального училища, который привел его в местный Дом культуры. Вскоре Валерий Ободзинский начал выступать с любительским ансамблем — играть на контрабасе и петь. Все композиции он заучивал на слух, потому что не знал нотной грамоты.После школы Ободзинский устроился музыкантом на теплоход. В 1960 году ансамбль, в котором он пел, выступал на пароходе «Адмирал Нахимов». Во время одного из концертов Валерия Ободзинского заметил профессиональный музыкант. Он пригласил исполнителя в Костромскую филармонию​​. А еще через год Ободзинский переехал в Томск​ и устроился в филармонию там. С ее музыкальным коллективом певец объездил почти всю Сибирь​.На концерте в Норильске Валерия Ободзинского заметил Павел Шахнарович, музыкант джазового оркестра Олега Лундстрема​​. По его рекомендации певца пригласили на собеседование в Москву​. Однако в оркестре Ободзинский проработал всего около трех лет. В 1967 году уехал в Донецк, где пять лет был солистом местной филармонии.Всесоюзную известность Ободзинский получил в 1970-х: тогда пластинки артиста начали расходиться миллионными тиражами.

«Как певец я был не похож на советского человека»

УЧАСТНИКИ ВИА «ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ». НА ПЕРЕДНЕМ ПЛАНЕ: ИРИНА ТУРГАН, ЕФИМ ДЫМОВ. СЗАДИ (СЛЕВА НАПРАВО): ВИКТОР КАМАШЕВ, АЛЕКСАНДР СОКОЛОВСКИЙ, ГЕОРГИЙ МАМИКОНОВ, ВЛАДИМИР ОВЧИННИКОВ, ВИКТОР БУТ. ФОТОГРАФИЯ: ГЕННАДИЙ ПРОХОРОВ / ТАССВалерий Ободзинский был самоучкой, он не оканчивал ни консерватории, ни даже музыкального училища. Однако его манера исполнения отличалась от других, а пение было эмоциональным и выразительным. Выделялся Ободзинский и репертуаром. В интервью журналистке Алле Переваловой он рассказывал: «Как певец я был не похож на советского человека. Советские люди не могли петь так, как пел я. Гуляев прекрасно исполнял песни про партию, Ленина, танкистов, космонавтов. А я не шел на это. У меня была своя тема. Я певец любви». Еще Ободзинский часто слушал иностранных исполнителей — Луи Армстронга, Эллу Фитцджеральд, Фрэнка Синатру — и использовал их вокальные приемы в своих выступлениях. Сам артист считал, что поет «в стиле соул — так, как поют на Западе, обогнав своих коллег лет на 15–20». Соул — это жанр музыки, который появился в 1950-х в США. Для него характерны импровизации, душевная манера исполнения, эмоциональность. Ободзинский же пел легко, свободно и подвижно — звонким тенором, открытым звуком. Там, где у других певцов в шею впивалась верхняя пуговка рубашки, у него был вольно распахнут модный воротничок. Но главное, что отличало певца, — его репертуар. В нем был минимум гражданственно-патриотической лирики, обязательной для каждого советского артиста; Ободзинский хотел петь баллады о делах сердечных. Таких в СССР не хватало, отчасти поэтому на добрую треть песенный запас артиста состоял из зарубежных шлягеров, переведенных на русский, что добавляло ему западнического лоска, ценившегося в оттепель​.
Музыкальный журналист Денис Бояринов. Из аннотации к альбому «Поет Валерий Ободзинский»В 1964 году болгарский композитор Борис Карадимчев подарил Ободзинскому свою песню «Луна на солнечном берегу». А поэт-песенник Онегин Гаджикасимов написал для нее текст на русском языке. С этого момента началось их многолетнее сотрудничество. Вскоре Гаджикасимов перевел для Ободзинского песни «Девушка» (в оригинале — «Girl») Джона Леннона и Пола Маккартни, «Карнавал» Карела Свободы и Иржи Штайдла (в оригинале — «Lady Carneval»), «Все сбудется» Леса Рида и Барри Мейсона (в оригинале — «The Last Waltz»).А в 1968 году Давид Тухманов написал «Восточную песню». Композитор вспоминал: «Слов еще не было, и поэт Онегин Гаджикасимов написал слова уже после того, как готова была мелодия. И первый, к кому я обратился, был Валерий Ободзинский».https://www.culture.ru/embedded/frames/477Еще одной популярной композицией в исполнении артиста стала песня «Эти глаза напротив». Ее в 1970 году создал Давид Тухманов​ вместе с женой Татьяной Сашко. Критик Сергей Жариков писал о песне: «Этот сплав утонченной, но, казалось бы, устаревшей манеры певца с элементами бита, который гениальный Тухманов постоянно инкрустировал в вялую советскую песню, в начале 70-х по-настоящему воплотился в бессмертном ностальгическом шедевре Татьяны Сашко «Эти глаза напротив».https://www.culture.ru/embedded/frames/478В 1971 году вышел фильм Николая Москаленко «Русское поле» с Нонной Мордюковой​ и Владимиром Тихоновым в главных ролях. В картине Ободзинский исполнил песню «Колдовство» композитора Александра Флярковского на стихи Леонида Дербенева. А композицию «Прощание с любимой» Юрия Саульского​ и Григория Поженяна артист пел на спектакле Театра им. Моссовета «Глазами клоуна» по одноименному роману Генриха Бёлля.https://www.culture.ru/embedded/frames/479Ободзинский постоянно расширял репертуар: «В первую очередь успех певца зависит от его репертуара. Самое главное для певца — это репертуар. Он должен быть разнообразен, он должен быть интересным. Это очень сложно, в общем-то, — заставить публику два часа слушать одного певца». Он исполнял песни Никиты Богословского​, Яна Френкеля, Давида Тухманова, Вячеслава Добрынина и многих других композиторов.